Театр

Лектор
Павел Руднев

Театральный критик, кандидат искусствоведения, лауреат Премии Москвы, выпускник театроведческого факультета ГИТИСа (1998), курса Натальи Крымовой, помощник худрука Московского Художественного театра имени А.П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы деятелей сценического искусства Г. Дадамяна, Высшей театральной школы К. Райкина.

Что делает театр живым:  режиссура, актер или текст? На курсе Павла Руднева вы узнаете, как возник режиссерский театр, почему классика требует интерпретации и как современные постановки рождаются на стыке традиции и эксперимента.

Первая часть курса посвящена появлению режиссуры как особого искусства XX века, вторая — актерским системам: от Станиславского и Щепкина до Брехта, Арто, Гротовского и современных школ. Затем мы перейдем к драматургии и к тому, как устроена пьеса, чем она отличается от романа и как классические законы драмы трансформируются в современной театральной практике.

Курс посвящен размышлении о том, как театр осмысляет общество, текст и самого человека, превращая акт игры в акт познания.

Место: masters:dom, Софийская набережная 34с5, Москва

Курс проходит в рамках образовательной программы «Теория и история искусства 2.0»
Покупка билетов на отдельные лекции в рамках данного курса не предусмотрена.
Доступен вариант прослушивания лекций в формате Online, а также просмотр в записи.

План программы
6 марта

Откуда появляется режиссерский театр, и почему можно интерпретировать классику? (1 часть)

Режиссерский театр – изобретение перелома XIX и XX века. Театр длительное время обходился без режиссуры, а теперь без нее не может сделать ни шага. Почему это произошло и почему режиссерский театр обострил вопрос об интерпретирующем, трактовочном характере сценического искусства?

13 марта

Откуда появляется режиссерский театр, и почему можно интерпретировать классику? (2 часть)

Вторая лекция нашего цикла посвящена философии и практике интерпретации. Мы обсудим, почему художественное прочтение — это не искажение, а форма глубокого внимания к произведению, позволяющая вступить с ним в диалог и обнаружить его вневременную актуальность.

20 марта

Актерские системы: от Станиславского и Щепкина до современного театра (1 часть)

Вместе с режиссурой в театре появились наука и философия актерской игры. Разные режиссеры изобретает различные системы и обоснования актерской техники. Как развивалась наука о театре, как двигалась и развивалась театральная мысль в XX и XXI веках?

27 марта

Актерские системы: от Станиславского и Щепкина до современного театра (2 часть)

На лекции обсудим творчество таких театральных деятелей, как: М. С. Щепкин, К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, М. А. Чехов, А. Арто, Е. Гротовский, Т. Кантор, Б. Брехт, А. Боаль, О. Н. Ефремов, Г. А. Товстоногов.

5 апреля

Теория драмы: как устроена пьеса (1 часть)

Почему пьеса не роман и не стихотворение? Какие законы театральной драматургии были выстроены театром за многие века существования драматической литературы? Теория драмы – это еще и способы анализа пьесы.

10 апреля

Теория драмы: как устроена пьеса (2 часть)

Продолжим разбирать механизмы драмы, но теперь сосредоточимся на том, как классические законы работают в современных текстах. Узнаем, как сегодняшние драматурги отказываются от канонов, создавая новый театральный язык, и почему зритель по-прежнему вовлекается в игру, несмотря на нарушение привычных правил.

Фото: Спектакль Всеволода Мейерхольда «Великодушный рогоносец»